УМК «Гармония»

Окружающий мир

под редакцией О.Т. Поглазовой

2 класс

 

Тема:  « Физическая и духовная красота человека.

          Уроки вежливости»

 

Цели:   

развивать умение видеть экологическую сторону в отношениях с природными объектами; совершенствовать практику этического поведения учащихся в отношениях с природой, окружающей действительностью;  развивать самосознание ребенка, обучать анализу своих чувств, своих поступков, успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.

 

Оборудование:

для оформления доски картины  на тему «В лесу»; сказочный герой Вежа;  предупреждающие знаки по соблюдению правил поведения в природе; памятка «Твоё здоровье».

 

Тип урока: комбинированный

 

 

                                                          ХОД  УРОКА

 

I.      Организационный момент

Настрой на работу

 

(Учитель приветствует  детей, пожимает руки, сидящим за первым столом, улыбается. Учащиеся по «цепочке» передают приветствие, пожатие, улыбку).

-Какое пожелание я передала каждому из вас, а вы друг другу?

- Мы пожелали друг другу здоровья.

 

II.Актуализация изученного

 

-Что значит дружить с Солнцем, воздухом, водой?

-Чем ты можешь помочь своему организму?

Назови три совета, как сохранять здоровье.

·        Расскажи о своём режиме дня.

·        Вывод:

 

-Сегодня особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому важно научиться осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Для этого разработана система занятий вместе с родителями.

 

Месяц

Темы занятий для учащихся

Темы занятий для родителей

Сентябрь

Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение.

Здоровый ребёнок - ребёнок со здоровой психикой.

Октябрь

Одевайся по погоде.

Занятия на воздухе.

Ноябрь

Здоровье и питание.

Экология и питание.

Декабрь

Движение – путь к совершенству.

Как улучшить показатели двигательной функции.

Январь

Инфекция и её предупреждение.

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Февраль

Сколько времени можно проводить у компьютера.

Психические расстройства и компьютер.

Март

Вода и здоровье.

Закаливание.

Апрель

Как организовать вечер в семье.

«Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье ребёнка.

Май

Отдых на природе.

Отдых на природе.

 

III.     Введение в тему урока

 

 -Вводное слово учителя.

Великий русский писатель А. П. Чехов говорил, что в человек всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки. Занятия физическими упражнениями – верный путь к достижению красоты тела. А что такое красота души и поступков? Сегодня мы будем изучать самих себя. Будем учиться относиться к себе и к другим бережно, с уважением, с достоинством.  Почему лучше делать так:

·        Никого не обижай, никого не унижай!

·        Слушай внимательно!

·        Будь на своем месте.

-  Подумайте, нужны ли правила поведения в нашей жизни, может быть, можно обойтись без них? Чтобы лучше думалось, сядьте ровно, закройте глазки, и загляните внутрь самого себя; тот, кто готов ответить, может открыть глаза.

(Ответы детей).

-    Давайте потренируемся в соблюдении правил: поиграем в «Испорченный телефон».

          Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом, мы соблюдаем два правила:

-         «никого не обижай»;

-         «слушай внимательно».

IV.     Работа над темой урока

 

-          Очень важно в наше время научиться говорить друг другу хорошие, добрые слова. Послушайте удивительную историю про эти слова.

        Когда- то  существовала «Страна теплых пушинок».  Люди в этой стране были очень счастливы, потому что при рождении каждый их них получал волшебный мешочек с теплыми пушинками. Люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они замечали друг друга,  они доставали теплую пушинку и отдавали её. Это означало: «Я рад встречи с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…».  На ладони пушинка начинала расти, становилась большой, переливалась всеми цветами радуги.  Человек сразу чувствовал тепло, внимание и заботу другого. Но однажды над этой страной пролетала злая ведьма. Приземлившись, она сказала: «Не бывать этому!».  Ведьма наложила на страну пушинок страшное заклятие. Люди стали думать, что запас пушинок скоро кончится, и поэтому перестали делиться ими. Тогда ведьма дала каждому мешочек со злыми, острыми колючками, которые заставляли людей чувствовать пустоту и раздражение.

             К счастью прибыла добрая фея. Она снова стала дарить людям мешочки  с пушинками. Но люди отказывались их брать.  И только дети верили доброй фее. Они приносили пушинки взрослым и заклятье исчезало.

 

    -     Ребята, а вы раздаете другим добрые пушинки или острые колючки? (Ответы детей)

    -     Испытывать разные человеческие чувства это хорошо или плохо? (Ответы детей). Мы научились правильно изображать и распознавать чувства.

 

Давайте поиграем в игру «Море волнуется»

       «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три -  чувство радости (грусти, страха, стыда…) замри».

       После этого давайте определим мимику каждого нарисованного лица.

( На слайде  рисунки с изображением чувств)     

-   Чувства – наши помощники. Но, оценивая поведение  другого человека, нельзя спешить с выводами надо постараться понять его. Поэтому сегодня мы снова в гостях у Вежи.  Кого раньше  так  называли? (Ответы детей)

 

-         Вежа -  это вежливый, воспитанный человек, знаток правил поведения.

-         Он устраивал для нас испытания, мы путешествовали по лабиринту этикетных правил.

-         Назовите вежливые слова: спасибо, извините, пожалуйста, простите и др.

 

Работа по учебнику

- Придумай диалоги к рисункам, используя вежливые слова.

- Отметь, что ты считаешь самым важным в человеке.

-Есть ещё и правила этического поведения в природе.

       Как  можно назвать одним словом и лес, и речку, и луг, и солнышко, и  воздух?

-         Все это природа. Это часть нашей Родины.

-         Что такое Родина? (Ответы учащихся)

-         Страна,  в которой живет человек; город,  в котором  родился человек, его родные.

-         Как появилось слово Родина?

(Рассказ учителя о появлении слова Родина).

Дети подбирают однокоренные слова к слову Родина.

 

Род, урожай, народ, родители, природа.

Работа с картиной, изображающей природу.

 

А может ли человек прожить без природы?

(Дети высказывают свои предположения).

-         Почему человек не может прожить  без воздуха, еды, воды?

-         Кто дает ему пищу?

 

Нам природа – дом

И мы с тобою в нём:

И ты, и я,

А значит, в нём душа «твоя – моя».

 

Объясните  пословицу «Солнце, воздух и вода -  наши лучшие друзья!»

 Рассказ учащихся о закаливании, об отдыхе у речки, в лесу.

 

-         Какие пословицы и поговорки  о природе, Родине вы знаете?

-         Охранять природу – значит охранять Родину.

-         Человек без Родины – как птица без крыльев.

 

Физминутка

День хороший наступает,

Солнце светит нам с утра,

И природа оживает,

Всех будить уже пора!

 

Работа над новым материалом

-         Что должно появиться на полянке, чтобы она ожила? Чтобы у неё появилась душа?

-         Цветы, трава.

-         Кому нужна трава?

-         Она помогает почве сохранить влагу, в ней живут многие маленькие насекомые, зверьки. Это их дом.

В траве растут цветы.

-         Ребята, дома вы рисовали цветы, которые вам особенно нравятся. Прикрепите их на вашу полянку.

(Дети выполняют задание)

-    Давайте назовем,  какие здесь цветы? Что они вам напоминают?

-         Цветы нам могут напомнить любимое место на природе, деревню, где мы проводим каникулы, близких друзей.

-         Поэтому, наверное,  не зря говорят: «Цветы, цветы – в них Родины душа!» Скажите, а если вы захотите нарвать цветов, о чем нужно помнить?

-         Зря рвать цветы не нужно. Если вы хотите принести домой  - то лишь небольшой букет.

-         Чтобы мы не забыли Вежа приготовил нам вот такие условные знаки.

 

 ( Условные знаки,  на которых изображены: перечеркнутая рука, рвущая цветы;  человек, топчущий траву и др.)

-         Какие цветы нельзя вообще рвать и почему?

 

(Сообщение детей о растениях, занесенных в Красную книгу)

-         А кто еще может нас порадовать на нашей полянке?

-         Грибы, ягоды, бабочки.

-         Оказывается и с человеком, и с каждым из них мы должны быть вежливыми.

-         Природа очень щедра.  Она  дарит нам не только красоту, но и много полезного. И поэтому Вежа хочет вам показать еще одно правило.

( Учитель показывает знак: на нем перечеркнутый магнитофон)

-Нельзя нарушать тишину, пусть хозяевами будут звери и птицы.

( Слайд  с изображением лесной полянки, рисунки бутылок и консервных банок).

   Еж пыхтит и морщится:

   Что я вам уборщица?

    Лес никак не подмету,

    Соблюдайте чистоту!

V.        Закрепление изученного

 

Меня поразило величие гор.

Любая из них – исполин.

И думал я, глядя в далёкий простор, -

Дойдёшь ли до этих вершин?

А может быть, стать каменистой горой,

Высокой такой, я бы смог?

Сказала Гора, покачав головой:

- Ты будь Человеком, сынок…

Вот стать бы мне лесом, расти до небес,

Жить тысячу лет – это срок!

Но тихо сказал мне задумчивый Лес:

  - Ты будь Человеком, сынок…

Вот стану рекой, и тогда сквозь века

Мой путь и широк, и далёк.

В глаза мне зеркально взглянула Река:

- Ты будь Человеком, сынок…

 

-Что имели в виду Гора, Лес, Река, советуя мальчику быть Человеком? (Ответы учащихся) 

 

Тестовые задания:

1. Кто обитает на полянке?

а)  насекомые;

б)  дельфины;

в)  птицы.

 

2. Что нельзя делать в природе?

а) играть;

б) мусорить;

в) бегать.

 

3.Кто такие Вежи?

а) люди, которые громко говорят;

б) люди, которые ведут себя тихо;

в) люди, которые воспитаны и вежливы.

 

VI.     Итог урока

 

«Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается, сердце добротою наполняется». В этой пословице собрана вековая мудрость народа. Любящее сердце – любящая, добрая душа.

 

Релаксационная пауза «Сердце доброты»

 

  Представьте себе своё сердце. И сколько оно может вместить любви и добра, нарисуйте его на бумаге, поставьте своё имя.

 Прикрепляем на большом сердце со словами: «Сколько маленьких сердец собралось в одно большое сердце». Теперь у нас есть «Сердце Доброты», оно будет посылать нам своё тепло, желать добра и помогать в работе. Сердце, которое любит, открыто для всех. Оно доброе, ласковое и значит не способно на жестокость, зло по отношению к окружающим, миру природы.

 

- Какие заветы оставил нам Вежа?

-Давайте  повторим  правила поведения в природе. (Ответы учащихся)

-А ещё Вежа оставил нам письмо:

 

Дорогие ребята!

Не обижайте природу! Это часть нашей Родины.

Берегите её, защищайте. В своем поведении всегда помните о

Других, пусть это даже маленький муравей или птичка.

Правила этикета помогут вам вести себя благоразумно,

Красиво, скромно и доброжелательно.

                                                                        Ваш Вежа.

-         Спасибо тебе Вежа, ты многому научил нас. Будем снова ждать тебя в гости, а сами постараемся следовать твоим советам.

 

VII. Домашнее задание:

-         «Теплые пушинки» – это добрые слова. Напишите их в свой  волшебный мешочек.

-         Нарисуйте рисунок «Теплая пушинка в подарок  другу».

 

 

 Использованная  литература:

 

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – М. : Генезис, 1998.

2. Клюева Н. В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Журнал «Начальная школа», 2003.

4. Поглазова О. Т. Учебник-тетрадь. Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2006.

5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей.- СПб.:Издательство «Образование – Культура», 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК «Гармония»

Окружающий мир

под редакцией О.Т. Поглазовой

2 класс

 

 

Интегрированный урок

(«Окружающий мир»/ «Русский язык»)

 

Тема: «Россия – Родина моя. Части речи»

 

Цели:

сформировать понятия «Родина», «государство», воспитывать уважительное отношение к нашей Родине, развивать речь учащихся, память, орфографические навыки,  систематизировать знания учащихся о грамматических признаках изученных частей речи.

 

Оборудование:

иллюстрации картин Б. В. Щербакова «Русь подмосковная»,  Ф. А. Васильева «Мокрый луг», географическая карта России, тестовые задания.

 

Тип урока: интегрированный.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент

 

Я дарю вам свою улыбку,

А в ответ  поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

 

II. Целеполагание

- Сегодня у нас необычный урок. Его тема нас всех объединяет и волнует.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос.

Были очи её светло-синими

И пшеничною россыпь волос.

Шла Россия некошенным  лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

 

Какова же тема нашего урока?

Ученик. Я думаю, что говорить сегодня мы будем о России.

Учитель.  Правильно, ребята. А какой вы видите свою родину? (ответы учащихся)

«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...» - так писал поэт С. Есенин.

Знакомство с иллюстрациями Б. В. Щербакова «Русь подмосковная», Ф.А.Васильева «Мокрый луг».

 

  Россия... Родина...Край, где мы родились и живём, это наш дом, наш мир. И его надо любить и беречь!

 

III. Работа над новым материалом

Учитель.  Ребята, а как называлась наша страна в стародавние времена? (Русь)

А почему так назвали нашу страну? (ответы учащихся)

-Послушайте, что пишет об этом писатель В. Романовский: «Короткое – в один слог всего! – а какое просторное загадочное слово! Я считаю, что у слова «Русь» много значений, как притоков у великой реки».

 

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина
Православная!

Уж и есть за что,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…

Работа по учебнику

Чтение текста на с. 12.

- Чем отделена Россия от соседних государств? (ответы учащихся)

 

Работа с картой

-С какими государствами граничит Россия?

-Покажите морские и сухопутные границы.

 

Работа в тетради

-Подберите однокоренные слова к лексеме Русь.

 Русские, Россия, россияне.

 

-Эти слова являются словарными.

-Какие ещё словарные слова можно включить в эту группу?

(Народ, Москва, столица, родина).

« Все эти слова как бы родня между собой», - говорил К. Г. Паустовский.

 

Орфографическая минутка

Радостный вестник, о русской берёзке, поездка по Волге, в Москве на параде.

 

-Отношение народа к Родине ярко выражено в пословицах:

 «Родная сторона- мать, а чужая мачеха»

«Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»

«Родина- мать; умей за неё постоять».

 

Разбор по составу

Русские, родная, сторонка, проживают.

 

А какое дерево является символом  нашей Родины?

-Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. 

 

-Стройную белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с красивой девушкой, невестой.

Россия, сторонка весёлая,

Дорогой бежит просёлочной,

Тонкой берёзой качается,

В светлых дождях купается.

Россия, моя грустинка!

По окнам стучит слезинка,

Кричат журавли, печалясь,

С Россией своей прощаясь.

Россия моя, моя мама,

С тобой я горда и упряма.

Твоею живу я силой.

Отчизна моя, Россия!

 Проведём фонетический разбор слова берёза

 

Физминутка

Проводится гимнастика для глаз.

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной,

И Ставропольский край на нём

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка.

Берёза же – великая Россия –

Так зелена, так высока!

 

- В любой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина.

Рефлексия

-А как вы относитесь к нашему маленькому городку?

- Есть ли у вас любимые места в нашем городе? (ответы учеников)

 

Даль полей высока и чиста.

Росы трогают ноги босые.

Изобильный – земли красота,

Отблеск солнца и лика России.

 

Тест на слайде

1. Соедините слова в двух колонках.

Россия                                       Звезда

Москва                                      Наша страна

Солнце                                      Столица

2. В каком крае мы живём?

-  Краснодарском;

-  Ставропольском;

- Приморском.

 

IV. Закрепление изученного

Учитель. Давайте выполним синтаксический разбор предложения

-Мы любим родные леса и поля, родной язык, народных сказаний светлую мечту.

 

Морфологический разбор изученных частей речи:

Мы, любим, язык, светлую.

 

Если скажут слово – родина,

Сразу в памяти встаёт
 Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница
И  ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна. (З. Александрова)

 

 

V.Итог урока

- Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем жили мы вчера или много лет назад. Это наша история. Народ, не имеющий глубоких корней, - бедный народ.

 

 Закончить наш урок мне хочется словами Д. Лихачёва:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 

VI. Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Моя Родина».

 

 

Использованная литература:

1. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2005.

2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2005.

3. Газета «Начальная школа», 2005-2006.

4. Журнал «Начальная школа», 2005-2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК «Гармония»

Окружающий мир

под редакцией О.Т. Поглазовой

2 класс

                                                                                                           Тема:          «Родной город и его герб.

Достопримечательности, исторические памятники».

 

Цели:  познакомить учащихся с историей города, с его достопримечательностями; совершенствовать умения и навыки учащихся при работе с исторической картой, дополнительной литературой; развивать кругозор, память, внимание, культуру речи; приобщать учащихся к истории родного края, показывать полезность их поисковой деятельности.

Оборудование:

1. Планшет «Город мой».

2. Выставка книг, фотографий по истории Изобильного.

3. Выставка «Люди нашего города».

4. Сочинения «Мой город».

     Тип урока: урок - конференция

 

 

Ход урока

 

I.      Организационный момент

 

- Ребята, давайте все вместе представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём. Закройте глаза... Что вы видите, слышите, чувствуете? Я вижу свою комнату. Окно открыто, и лёгкий ветерок колышет штору.  На полу – светлые и тёплые полоски от солнца. Вот мы как бы побывали в гостях друг у друга, прониклись добрыми чувствами друг друга, вспомнили родной дом.

 

II.   Актуализация изученного

 

 Россия богата красивыми, знаменитыми на весь мир, крупными городами. Назовите города России. (Ответы учащихся).

О чём может рассказать имя города?

Например, о том, кто основал город; что городу дала название река, на которой его построили: на реке – Уж, на реке  Волге – Волгоград и т.д.

Что такое «герб»?

Городские гербы появились в 12-14 веке, слово было заимствовано из немецкого «ербе», что значит «наследство». С 18 века герб стал

обязательной принадлежностью каждой области и города. Только городских гербов насчитывалось в России к концу 17 века почти 700. Составители герба стремились отразить в нём хозяйственное и политическое значение города.

 

Защита по группам проекта «Строим Экоград»

 

III. Вхождение в тему урока

  Эпиграфом к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

                                                                                   …Клянусь честью, что ни за что

                                                                                 на свете я не хотел бы переменить

                                                                      отечество или иметь другую историю,

                                                                                 кроме истории наших предков.

   Ведь не история нуждается в нас, а мы в истории. Народ, забывающий свою историю, лишён будущего. Дерево без корней гибнет, нация, не помнящая духовных истоков, вырождается. Сердце народа способно горячо любить доблестных сыновей и дочерей, погибших в борьбе за родную землю, независимо от того, когда они жили.

 

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

А другим, наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная.

Но у всех она одна.

 

Для нас родина – небольшой городок Изобильный. Сегодня мы поговорим об истории его возникновения, о его достопримечательностях и исторических памятниках.

III.             Работа по теме урока

 

 За несколько дней до урока мы разделились на группы юных историков, краеведов, летописцев, корреспондентов. На роль  научных руководителей и оформителей пригласили родителей. Объявили конкурс на лучший рисунок, лучшее сочинение «Мой город». С каждой творческой группой я провела инструктаж. Юные летописцы готовят сообщение о том, что было на месте нашего города, как он возник; историки  о гербе города; краеведы о создании памятника «Вечный огонь», о наших земляках; юным корреспондентам поручаем подвести итоги сочинений «Мой город».

«Научные руководители» помогают в поиске и оформлении материалов и готовят выступления.

Итак, давайте окунёмся в седую старину и послушаем летописцев.

 

   …Встаёт над землёю солнце. Под его лучами меняется лик земли.  Миллионы лет назад там, где сейчас располагается Ставропольский край, плескалось огромное море. В 1869 году учёный-геолог Барбот де Марни назвал его Сарматским.  Затем море стало быстро мелеть.  Нынешняя  Ставропольская возвышенность превратилась в полуостров, сложенный из известняка. Море исчезло около 5 миллионов лет назад.  Спустя долгие годы на его месте появилась пышная растительность. Обилие воды, богатство растительности привлекали в наши места животных и человека с незапамятных времён.

В конце 18-19 веков на наши привольные земли двинулись переселенцы из центральных областей России  в надежде на лучшую жизнь, на землю и волю. Земля давала богатые урожаи зерновых. Тогда купцы послали царю прошение о строительстве железной дороги. За два месяца 1895 года образовался хутор Изобильно - Тищенский. Первая часть названия посёлка произошла от названия станции Изобильной, вторая от тищенских земель, на которых располагался посёлок.

 

Здесь степи меня окрестили-

В крестьянском обряде живу.

Есть в крае родная частица России-

Её изобильной землёю зову.

 

 Сегодня наш город занимает 25 кв. км.  и насчитывает 108 улиц. Это красивый, утопающий в зелени город, с красивым парком и скверами, большим количеством промышленных и строительных предприятий. Изобильненцы любят свой город. С гордостью показывают гостям свой герб (автор Б. И. Беспалов). О нём нам  расскажут наши историки.

 

 Наш герб представляет собой двухцветный геральдический щит -  левая половина голубая, правая – красная. Сверху надпись «Изобильный», в нижней части год основания – 1895. В центре щита шестерня, обрамлённая золотыми колосьями,  и факел.

Символика: красно-голубой цвет геральдического щита обусловлен территориальной принадлежностью к РФ, шестёрня – символ развивающейся индустрии, пшеничные колосья – традиционный символ высоких урожаев, факел символизирует развитую газовую промышленность, цифры – год основания Изобильного.

Герб города стал для его тружеников символом боевой и трудовой славы, великих свершений прошлого и настоящего.

Да, именно подвигом боевой и трудовой славы, потому что четыре долгих года полыхала Великая Отечественная война. Всё, что создавалось руками поколений на протяжении столетий, было брошено на чашу весов войны. Сегодня мы с гордостью можем сказать,  что среди воинов – изобильненцев шестеро удостоены звания Героя Советского Союза,  высшей военной награды: Василий Минаевич Шугаев, Андрей Лаврентьевич Титенко, Фёдор Григорьевич Буклов, Георгий Трофимович  Мещеряков, Андрей Васильевич Грязнов, Пушкин Е.Г. Об их героических подвигах  расскажут нам краеведы.

 

В. М. Шугаев – командир гвардейской стрелковой дивизии, генерал – майор. Его дивизия  участвовала в Сталинградской битве, освобождала Украину и Польшу  и штурмовала Берлин.

 

От Сталинграда до Вены прошёл старший лейтенант Ф. Г. Буклов. Успешно командуя своим подразделением в боях за освобождение Европы, Фёдор Буклов лично подбил два танка и бронетранспортёр.

 

А. В. Грязнов, командуя ротой разведчиков, в 1943 году одним из первых форсировал Днепр, дал возможность переправиться через реку основным силам дивизии и перейти в наступление.

 

Майор Г. Т. Мещеряков прошёл с боями через огонь Сталинградской и Курской операции, освобождал Украину.

 

 Герой Советского Союза Андрей Лаврентьевич  Титенко, родной дедушка нашей ученицы Михайловой Алины. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, в Сталинградской битве. В 1945 году его расчёт противотанкового  орудия 4 часа отбивал атаки гитлеровцев, нанеся им большие потери.

 Из 12600 изобильненцев, ушедших на фронт, в живых осталось только 5200. Не померкнет ратный подвиг советского народа, спасшего народы Европы от фашистского порабощения. Всегда будет гореть Вечный огонь на братской могиле  в нашем парке, зажжённый 9 мая 1984 года.

…Страна назвала пофамильно

Геройски погибших сынов.

И ты, городок Изобильный,

Своих не забыл земляков.

Огонь – животворный светильник

Сердца обжигает былым.

С тобой, городок Изобильный,

В молчании здесь постоим.

 

Священную память о героях войны хранит город в названии своих улиц: Грязнова, Шептия, Доватора и многих других. Потомки отважных воинов

стараются восстановить культуру, мораль, веру своих предков. 

Красивым стал наш город сегодня. Поделятся своими  наблюдениями наши корреспонденты.

Улицы нашего города украсились многоэтажными домами, коттеджами улучшенной планировки. В парках и скверах высажены сотни голубых елей, тысячи роз и тюльпанов. И кругом – щедрая тень молодых скверов и аллей, в которых надёжно обосновались чистота и тишина.

В 2006 году наш город занял почётное третье место в Общероссийском конкурсе-смотре в номинации  «Самый  благоустроенный город» среди малых городов.

 

IV.            Итог урока

 

  Ребята, вы написали сочинения, посвящённые родному городу и его удивительным людям. Писали о своих мечтах получить высшее образование и вернуться в родной город, чтобы сделать его ещё лучше и краше. Каждое сочинение – признание Изобильному в любви!

- Откуда произошло название нашего города?

- Что изображено на гербе города?

- Назовите наших земляков Героев Советского Союза.

Каждое ваше выступление, каждый рассказ не только итог проделанной работы, но и устремление в будущий поиск, новые открытия. Я думаю, что вы и дальше будете изучать и открывать для себя свой родной город, его историю, красоту, ценность.  И мы снова проведём урок любви к родному городу!

 

VI. Домашнее задание

·        Придумай рекламу для туристов, которые хотят приехать в наш город.

·        Нарисуй «портрет» своей улицы для международной выставки.

·        Составь гербарий из растений, которые посадила твоя семья.

  

 

Использованная литература:

1. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. –М .:Новая книга,1997.

2. Читаем, учимся, играем//Журнал-сборник для библиотекарей. 1999.

3.Богачкова А. Е. История Изобильненского района: Ставропольское кн. из-во, 1994.

Hosted by uCoz